Ботаника больна (А. Барто)
Прыг-скок! Прыг-скок!
Отменяется урок.
Пляшут, как на празднике,
Юные проказники
И кричат: — Удачный день:
У ботаники мигрень!
Крик такой! Восторг такой!
Все как именинники.
— Пусть пропишет ей покой
Доктор в поликлинике
Пусть она идет лечиться,
Мы согласны не учиться! —
А дежурный говорит:
— У меня был дифтерит,
И пришлось на шесть недель
Уложить меня в постель.
Возмутилась звеньевая,
Пионеров слушая.
Говорит: — Мы проявляем
К людям равнодушие!
Звали милой,
Звали славной,
Нашей Ольгой Николавной,
А теперь желаем зла:
Чтоб ботаника слегла!
Тут опомнился отряд,
Все дежурного корят.
А дежурный говорит:
— Пожалуйста, без паники!
У меня был дифтерит,
А не у ботаники!
Разговор пошел иной,
Все сочувствуют больной:
— Поправляться вам пора,
Ольга Николаевна!
Зря кричали мы «ура»,—
Это мы нечаянно.
В школу (Р. Кудашева)
Дни осенние пришли;
Детки в лето подросли…
Полно дома баловаться,
Время в школу отправляться!
Сумки, книжки — тут как тут!
Детки плачут, не идут:
«Мы, что знали, — всё забыли
И стишки не повторили!
Долго тянется урок,
И учитель очень строг!..»
День прошёл… Бегут гурьбой
Наши школьники домой.
Рады все, развеселились:
— Ах, как славно мы учились!
— Я две сказочки прочла!..
— Я все пальчики сочла!..
— Я писала всё в тетрадку!
— Я срисовывал лошадку!..
— Завтра мы пойдём опять,
Как бы только не проспать!
Вовочка (В. Шебзухов)
На уроках, как всегда,
С Вовочкой одна беда!
Ведь домашнее заданье
Он не учит никогда!
Всем ответит: «Нет причин,
Чтобы дома я учил,
Если в классе познаю…
На вопрос ответ даю!»
«В алфавите сколько букв?»
Множество поднято рук.
«Пусть нам Вовочка ответит,
Коль он знает всё на свете!»
«Семь! Не трудно посчитать!»
«Как же это понимать?
Перечислить сможешь их?»
В ожиданье класс притих…
Был уверен в правоте
И назвал все буквы те
(Кто бы в этом сомневался?!):
«А», «Л», «Ф», «А», «В», » И», «Т»!»
Вот так выбор! (Е. Осминкина)
Андрей спешит домой из школы
И впечатлений ярких полон!
Спросил отец:
— Скажи, сынок,
Какой понравился урок?
Андрюша радостно и смело:
— Мне полюбилась перемена!
Год закончил я без троек (В. Догадкин)
Год закончил я без троек,
Труд проделанный немал,
Подарил мне дядя Боря
Удочку, как обещал.
Не спалось мне этой ночью,
Как волнуюсь я сейчас!
Я иду довольный очень
На рыбалку в первый раз!
День смеха (Н. Андрусенко)
Мне учитель не помеха!
Веселить друзей в день смеха
Я могу и на уроке.
Пропустил в диктанте строки…
Ну, подумаешь – беда!
– Подойди, Петров, сюда, –
Как нарочно, педагог
Оказался слишком строг!
– Коль тебе всё трын-трава,
То в дневник оценку «два»
Получи за поведенье
И в учёбе нераденье.
Вот такой случился грех,
И куда девался смех?
Джентльмен (Ю. Никитинский)
Ленка с третьей парты
Кинула в меня контурную карту.
Я не стал с ней драться,
А, как истинный джентльмен,
Кинул ей контурной карты взамен
Учебники математики, географии и ботаники.
Ленка была в панике.
Домашнее задание (Е. Осминкина)
Не решается задача
Про грибы и про корзины,
И в примере «недостача»,
И стихи учить нет силы.
Только я стараюсь очень:
Строчки выучил поэта!
И сошлись вдруг, между прочим,
У примеров все ответы.
У доски, уже известно,
Я краснеть не буду снова.
И посмотрит с интересом
На меня теперь Петрова!
Дорога в школу (А. Монвиж-Монтвид)
В школу я люблю из дома
Чуть пораньше выходить.
Знает каждый мой знакомый:
Очень не люблю спешить!
Но всё время происходит
(Как, понять я не могу!),
Время быстро так проходит,
Что до школы я бегу.
Вот сегодня с чёрной кошкой
Повстречался на пути.
Нагло перешла дорожку,
Не давая мне пройти.
Что тут делать оставалось?
Мне пришлось идти в обход.
Чтоб не опоздать, мне малость
Побежать пришлось вперёд!
А вчера такой забавный
Повстречался мне щенок,
Он с такой был мордой славной!..
Не погладить я не мог.
А щенок вдруг рассердился.
Я — бежать во весь опор.
Быстро в школе очутился,
Собственный побив рекорд!
А недавно я на стройку
Засмотрелся на пути…
Времени потратил столько,
Что не успевал дойти!..
Интересного так много
Я встречаю каждый раз,
Что бегу я полдороги,
Чтоб успеть к уроку в класс.
Может, мне ещё пораньше
Надо дом свой покидать?
Эх, боюсь я, что и дальше
Буду каждый день бежать!
Заботы (А. Форов)
Надоело мне учиться,
Знанья в школе добывать.
Вот бы заново родиться,
Чтобы в доме младшим стать.
Младшим лучше быть, я знаю,
Вот ведь братику везёт –
Встанет утром и играет,
Рано в школу не идёт.
Ну, а тут одни заботы –
Надо вот стишок учить.
И стараться до субботы
Двойку не заполучить!
Загадочная тетрадь (Э. Островская)
Нашли мы под партою
Чью-то тетрадь,
В которой ни слова
Нельзя разобрать.
Тетрадь как тетрадь,
И бумага без глянца,
А сразу видать,
Что рука иностранца.
Мы долго гадали,
Какой здесь язык…
А это Анисимов,
Наш ученик,
По-русски писал,
Залихватски петляя,
Полей во внимание
Не принимая.
…Достаньте, ребята,
Тетради из ранцев.
Средь вас не найдётся
Таких «иностранцев»?
Стихи про 1 сентября. Сортировка:
Звонки (А. Барто)
Я Володины отметки
Узнаю без дневника.
Если брат приходит с тройкой —
Раздается три звонка.
Если вдруг у нас в квартире
Начинается трезвон —
Значит, пять или четыре
Получил сегодня он.
Если он приходит с двойкой —
Слышу я издалека:
Раздается два коротких,
Нерешительных звонка.
Ну, а если единица —
Он тихонько в дверь стучится.
Как падает настроение (Ю. Никитинский)
Я опаздываю в школу,
Но шагаю не спеша —
У меня в кармане груша,
А в груди поёт душа!
Вот теперь зашёл в свой класс:
Как назло — контрольная!
И за третьей партой Ленка,
Колбаса довольная…
Настроенье на нуле,
Стала твердой груша.
Хочешь, дам ее тебе?
Мне не жалко, кушай.
Коля и школа (Н. Зинцова)
Хвастает трёхлетний Коля,
Собираясь утром в школу:
— Я считаю до пяти!
Пора в школу мне идти!
«Камчатка» (Е. Жданова)
У ребят в глазах рябят
Тесты, квесты, карты…
На «камчатке» двое спят.
Головы на парты
Положили –
Не видать
Их за рюкзаками…
Можно в танчики играть,
Сделать оригами.
Можно мультики смотреть,
Чатиться «ВКонтакте»…
Хорошо сидеть–балдеть
На последней парте!
Канитель (Э. Островская)
У новенькой,
Только что взятой тетрадки
Странички на ощупь
Прохладны и гладки.
Приятно,
Закинув за плечи косички,
Писать заголовок
На новой страничке!..
Катюша,
Слегка наклонившись вперёд,
Отчётливо вывела:
«Щука и Кот».
Но волос,
Случайно попав на перо,
Чуть-чуть исказил
Очертание «О»…
Не размышляя,
В великой досаде,
Вырвала школьница
Лист из тетради.
И снова,
Теперь уж на новой странице,
За басню Крылова
Взялась ученица.
А так как опять
Получились заминки
(Описки, ошибки
И снова соринки),
То, вырвав листок за листком
По порядку,
Катюша взялась за другую
тетрадку.
И с этого места,
От слова до слова,
Печальный рассказ
Повторяется снова.
Стихи про 1 сентября. Сортировка:
Красота (В. Шебзухов)
Оценка папу огорчила.
Принёс его Георгий «тройку».
Не так была б обидна двойка…
Весь вечер ведь вчера учили!
«И как такое вдруг случилось?
Аж верить мне не хочется!»
«Меня с Маринкой посадили…
Не мог сосредоточиться!»
Причина папин гнев смягчила,
Не стал сердиться он на сына…
«И впрямь, — подумал, — красота,
Пусть страшная, а всё же сила!»
Меняла (Э. Островская)
Нет школьника
покладистей,
Чем Сёма Бирюков:
Дадите Сёме сладостей —
Получите жуков.
Семён за лук со стрелами
Берёт мышами белыми.
За сломанные ножницы
Отдаст охотно карту.
Его богатства множатся,
Переполняя парту.
Он там с макушкой
скроется
(Богатому — морока!) —
И роется,
И роется…
Ему не до урока!
Семён менял ремень от
брюк
На шкурку землеройки,
А получил при этом вдруг
Непрошенные двойки!
Стихи про 1 сентября. Сортировка:
Мероприятие (С. Олексяк)
У нас мероприятие —
Внеклассное занятие
Без ручек, без учебников,
Без надоевших парт!
Коль в школе места мало нам,
Нас Антонина Павловна —
Учитель биологии
Везёт сегодня в парк!
Большой сороконожкою
Протоптанной дорожкою
В полупустых вагончиках
В ста метрах под землёй
Мы мчимся до Сокольников —
Всего-то двадцать школьников,
А вместе получаемся —
Сплошной пчелиный рой!
Вдруг Антонина Павловна
Руками замахала нам —
Через одну выходим, мол,
Готовиться пора!
Тут разом замолчали мы,
И все, кто опечален был
Из пассажиров поезда,
Воскликнули: «Ура!»
Так, с шутками, с загадками
Шуруем с пересадками —
Стучит, стучит колёсами
Подземная Москва!
Мы мчимся до Сокольников —
Всего-то двадцать школьников,
А вместе получаемся
Сплошной четвёртый «А»!..
А в парке, а в дендрарии
Любители гербария
Глядим на лист желтеющий
Улыбкой озорной —
Под вечер молчаливые,
Усталые, счастливые.
Конец мероприятию,
Поехали домой!
На празднике последнего звонка (А. Козловская)
На празднике последнего звонка
Выпускники притихшие стоят –
На сердце радость и печали соль,
Нахлынуло волненье на ребят.
Стихи и поздравления спешат
От школьников (подшефных малышей),
Звоночками звенят их голоса,
Уверенней читают и смелей.
Припомнился потрёпанный рюкзак,
В нём прятались шпаргалки и дневник,
Записка со словами о любви,
Что жгли во рту перчёней всех аджик.
И слёзы по щекам бегут опять:
«День расставания вот-вот придёт.
Увидимся ещё? Поговорим?
Что будет с каждым много лет вперёд?»
А первоклашкам вовсе не понять:
Что тяготит постарше ребятню?
Для них один год быстро пролетел,
Им поскорее в лето бы шагнуть.
И замер в ожидании оркестр.
Пронзительно звонок оповестил,
«Прощальный школьный вальс пора начать».
А танец подхватил и закружил…
Всё повторится ровно через год,
И будет вновь прощальный вальс звучать,
Придут на школьный двор выпускники,
Чтоб в танце так уверенно порхать.
Когда-нибудь, осилив сотню вёрст,
Однажды станут главными людьми.
Поговорить сквозь жизни виражи,
В знакомый класс поднимутся они…
Не хочу в школу! (М. Иванычева)
Завтра в школу! Не хочу!
Может, завтра не пойду?
Ну, денёчек посижу,
Я каникулы продлю.
Кто придумал нам учиться,
Не лениться, а трудиться,
Рано в школу нам вставать,
Про игрушки забывать?
В детстве школу он любил?
С удовольствием ходил?
Бано утром поднимался,
Брал рюкзак и отправлялся?
Не поверю никогда,
Что любил ходить всегда.
Школа очень напрягает
И в свободе ущемляет.
Первоклассники всегда:
«Школа! Здравствуй!» и «Ура!»
Все с цветочками стоят,
В класс идти быстрей хотят.
Остальные все стоят
И немножечко грустят.
Ноги в школу не идут.
Все каникулы так ждут.
«Не хочу!», или Мечта первоклассника (С. Рагулина)
Не хочу вставать с утра.
Не хочу, когда пора.
Не хочу зубрить уроки,
Не хочу мыть мылом щёки.
Заправлять всегда кровать,
Отвечать всегда на «пять».
Зубы чистить, мыть посуду
Не хочу я и не буду!
Фу, борщи, котлеты! Вот!
Все хочу наоборот!
День-деньской шалить, играть,
Есть конфеты и болтать.
В комп играть,
Сражаться с кошкой,
Громко крикнуть
Из окошка.
Спать хочу без одеяла,
Одеваться, как попало,
И с девчонками подраться.
На качелях покачаться.
И режим, и расписанье
Для ребенка — наказанье!
Вот бы сразу взрослым стать
И себе все разрешать!
Негуманный поступок (Ю. Никитинский)
Вот и на этот раз заснул я на уроке!
И в тот момент, когда мне снится сон,
Учитель в мой дневник заносит «двойки».
Как негуманно поступает он!
Нескучные отметки (С. Рагулина)
На звонкой переменке
Спросила как-то Ленка:
«Какие есть отметки
У Королева Петьки?»
У Петьки все отметки,
Как воробьи на ветке:
Есть толстенькие тройки,
С хвостом шикарным двойки.
Четвёрки веселятся,
Пятёрочки гнездятся.
Есть даже, словно спица,
Худая единица.
Вот это птичья стая!
А Петька не вздыхает,
А Петька не вздыхает,
Воробышком летает.
Ведь в дневнике у Петьки
Нескучные отметки!
Николай Плотников (С. Олексяк)
Коле Плотникову в школе
Никогда не ставят «пять»,
Потому что этот Коля
Не умеет рисовать,
И поёт он тоже плохо —
Не берёт он ноту «ля».
«Ах, какой же неумёха!» —
Говорят учителя.
С математикой проблемы —
Плохо вызубрен урок.
«Он не знает теоремы!» —
Восклицает педагог
А грамматики учитель
Погрузился в нервный шок:
«Этот маленький мучитель
Пишет очИнь хАрАшо!»
Но зато умеет Коля
Вырезать, пилить, строгать,
И в дальнейшем может Коля
Плотником отличным стать.
Там, глядишь, и доломают
Шкаф ли, столик, и вот тут
К Плотникову Николаю
Сразу все и побегут.
Потому что не поётся,
Ни грамматится в слогах
И совсем никак живётся,
Если стол на трёх ногах!
О пользе свежего воздуха (Ю. Никитинский)
Я открою настежь дверь,
Окна все расклею,
Запущу сквозняк.
Теперь точно заболею!
Обманул! (Е. Осминкина)
Тихо, тихо в доме нашем:
Сел уроки делать Паша.
На часах бесшумны стрелки,
В кухне не звенят тарелки,
Смолкли бабушкины спицы,
Даже Тузик не резвится,
Оля, младшая сестренка,
Убаюкала котенка.
Только мама вдруг подходит,
Строгих глаз она не сводит:
«Как не стыдно перед нами?!
Твой учебник вверх ногами!»
Паша выдавить лишь смог:
«Вовсе нет у книги ног».
Ох и Ах (Л. Огурцова)
Две подружки — Ох и Ах —
говорили о делах.
Говорили, говорили,
говорили о делах:
— Ох! — сказала Ох. — Устала!
Я игрушки убирала,
Кукле платьице стирала,
Маме в кухне помогала:
Вместе с ней пекла пирог —
В тесте с головы до ног!
Ей подруга отвечала:
— Ах, я тоже так устала:
Всё обновки примеряла,
Куклам пела, танцевала!
Вся в заботах, вся в делах, —
Чуть стою я на ногах!
Ох сказала, стиснув руки:
— Делать нужно мне уроки!
Ох, какие это муки!
Я сейчас умру от скуки!
Трижды три и пятью пять —
Мне никак не сосчитать!
Ах с восторгом отвечала:
— Я уже всё сосчитала!
Я б, конечно, подсказала…
Помню точно: я всё знала,
Но забыла записать
Числа в школьную тетрадь…
Две подружки — Ох и Ах —
говорили о делах.
Ну, а завтра на уроке
будут «ахи» будут «охи»:
Не записаны в тетрадь
Цифры девять, двадцать пять!
Как легко найти решенье,
Если знаешь умноженье!
Но не выучил уроки —
Не помогут «ахи-охи»!
Перемена (Ю. Никитинский)
На большой перемене
Подбежал к Лене,
Дёрнул за косичку,
Получил тычку,
На глазах у всего коридора
Съел три помидора,
Яблоко и бутерброд,
Рассказал пацанам анекдот,
Опять приставал к Ленке,
Упал, ободрал коленки
И, когда прозвенел звонок,
Бодро пошёл на урок!
Перемена (С. Олексяк)
Перемена! Перемена!
Пляшет пол! Трясутся стены!
Вперемешку Гоши, Лены,
Куртки, книги, рюкзаки!
Кто вовсю резвится в прятки,
Кто уложен на лопатки,
Кто измятые тетрадки
Разрывает на куски.
И летят они над нами
Окрылёнными листками,
Клетчатыми голубями
От стены и до стены!
Там Борис подрался с Ромой,
Там сдружились Люся с Томой,
Там считалочки знакомой
Скорословия слышны!..
Перемена (С. Рагулина)
Здравствуй, здравствуй, перемена!
К нам летит дружок-звонок.
Здравствуй, здравствуй, перемена!
Вот и кончился урок.
Это много или мало —
Целых сорок пять минут.
Это очень, очень много —
Ждать, когда они пройдут.
На уроках ни побегать,
Отвечай, учи, решай.
То ли дело — перемена!
Ух ты! Прыгай и летай!
Коридоры — стадионы,
Лестница — трамплин, каток.
И спешит из класса в классы
Ученический поток.
Сумки, рюкзаки, печенье,
Кто жуёт, а кто поёт.
Кто подножку подставляет,
Кто дерётся, кто ревёт.
Крики, визги и сраженья…
А рюкзак — футбольный мяч.
Кто-то парту поднимает,
Чемпион — силач, ловкач.
И учителя вздыхают,
И тихонько слёзы льют:
«Хорошо, что перемена
Пять коротеньких минут».
Перепутал (А. Мецгер)
«Щенок и котенок
Сидят на крылечке,
Гусенок с утенком
Ныряют на речке,
А в небе летают
Синица с щеглом,
А Коля на лошади
Скачет верхом».
Писал сочинение
Маленький Вова,
Его переписывал
Снова и снова.
Ведь маленький Вова
Уроков не знал,
В своем сочинении
Все переврал:
«Лошадка и Коля
Сидят на крылечке,
Щенок и котенок
Ныряют на речке,
Гусенок с утенком
По небу летают,
Щегол и синица,
Что делать не знают».
Решил Вова эти
Ошибки исправить,
Животных и птиц
По местам всех расставить.
«Щегол и синица
Ныряют на речке,
Щенок на лошадке,
А гусь на крылечке,
А Коля с утенком
По небу летают,
И только котенок
Без дела скучает».
Тут маленький Вова
Отбросил тетрадь:
— Ну, все, надоело,
Не буду писать.
Петя утомлён (А. Барто)
Петя взял «Родную речь»,
На диван решил прилечь.
— Дайте что-нибудь принять…
Витамины, что ли…
Слабость чувствовал опять
Я сегодня в школе.
Мать меняется в лице,
Витамины А, Б, Ц
Предлагает Пете.
(Витамины А, Б, Ц
Очень любят дети.)
Мать на Петеньку глядит
И, вздохнув украдкой,
Просит: пусть он не сидит
Долго над тетрадкой.
— Что ж, пожалуй, ты права,—
Стонет хитрый малый.—
Отдохну часочка два…
Я такой усталый!
Сунул в шкаф
«Родную речь»,
И гора свалилась
С плеч.
Витамины А, Б, Ц
Катает кошка на крыльце.
По старой привычке (Э. Островская)
Любитель кино
Иванов Константин
Заносит в тетрадку
Названья картин.
Средь этих названий
Встречаешь нежданно
Не «Два», как обычно,
А «Три капитана»:
Парнишка все двойки
И все единички
На «три» переставил
По старой привычке.
Стихи про 1 сентября. Сортировка:
Подрасту для новых знаний (А. Сметанин)
Всё!
Конец учебной муке!
Лето!
Посудите сами:
Целый год гранит науки
Грызть молочными зубами.
Целый год запоминаний:
На уроках плюс продлёнка…
Как такая куча знаний
Помещается в ребёнка?
В организме гимназиста
Места больше не осталось.
Но в каникулы я быстро
Поборю свою усталость.
Подращу себя прилично
У бабули и на даче,
Чтобы осенью отлично
Щёлкать новые задачи.
Чтобы школьная программа
От носков и по макушку
Плотно втиснулась,
Ну, прямо,
Как огурчики в кадушку.
Подъём в школу (М. Иванычева)
День начинается… Все как обычно,
Будильник звенит для меня только лично!
Быстро на кнопку и пять минут спать,
Он же трезвонит так громко опять!
Я под подушку — еще пять минут…
Он достает своим шумом и тут…
Я вынимаю скорей батарейку,
Тут разжигает мою канарейку….
Быстро на кухню… Время в обрез,
Всех посылаю направо и в лес.
В школу ОПАЗДЫВАТЬ я не хочу,
Иначе два балла в дневник получу.
В лифте скорей надеваю пальто,
И вспоминаю про это… про то…
Бросок на маршрутку, и в школу вперед,
Встречается утром нервный народ!
В школе при входе я вижу — УЛЫБКА,
Встречает директор не радостно шибко.
Просит дневник и меняет свой тон…
И начинает с утра он трезвон.
Звонит родителям всем на мобилу,
Роет для школьников явно «могилу».
Приглашение в школу (Л. Модзалевский)
Дети! В школу собирайтесь,
Петушок пропел давно!
Попроворней одевайтесь —
Смотрит солнышко в окно!
Человек, и зверь, и пташка —
Все берутся за дела;
С ношей тащится букашка,
За медком летит пчела.
Ясно поле, весел луг,
Лес проснулся и шумит,
Дятел носом тук да тук!
Звонко иволга кричит.
Рыбаки уж тянут сети,
На лугу коса звенит…
Помолясь, за книгу, дети!
Бог лениться не велит!
Примерный класс (Л. Огурцова)
Расскажу вам без прикрас
Я про наш примерный класс.
Любят нас учителя
И, конечно же, не зря:
Ученик наш, Павлов Вадик, —
Лучший в школе математик.
Лена Гурьева — певица,
Соколова — танцовщица.
Без ошибок пишет в классе
Все диктанты Сомов Вася,
В городской олимпиаде
Победила наша Надя.
Состязались в школе дети:
Громче всех кричал наш Петя,
Дольше всех жевал Андрюша,
Всех прилежней была Ксюша.
Рассмешить, состроить рожу
Каждый день готов Серёжа.
Лишь звонок на переменку,
Как тайфун, промчится Генка.
Коля любит с Димой драться,
Тумаками с ним меняться.
Есть у нашего Данилки
Не одна, а две мобилки!
Всем расскажет по секрету
Тайну, что узнала, Света.
Сочинит в стихах записку
О друзьях поэт Дениска.
А когда идёт уборка —
Трёт полы за всех Егорка.
Вот какой отличный класс!
Приглашаем в гости вас!
Приметы (С. Маршак)
Собираясь на экзамен,
Валя говорила:
— Если только палец мамин
Окунуть в чернила,
Если я перед доскою
Как-нибудь украдкой
Ухитрюсь одной рукою
Взять себя за пятку,
Если, сняв ботинок в школе,
Повторю заклятье,
А потом мешочек соли
Приколю на платье,
Если я в троллейбус новый
Сяду на Садовой,
А в троллейбусе вожатый
Будет бородатый,
Если я в пути не встречу
Ни единой кошки
Или вовремя замечу
И сверну с дорожки,
Не покажется священник
В нашем переулке
И дадут мне дома денег
На кино и булки,
Если я зашью монеты
В фартук под оборки, —
То, по всем моим приметам,
Получу по всем предметам
Круглые пятерки!..
Но едва успела Валя
Кончить эту фразу,
Болтовню ее прервали
Три подруги сразу:
— Хорошо, давай поспорим!
Верь в свои приметы,
Ну, а мы пока повторим
Школьные предметы.
—
Наконец настал экзамен.
Мама уступила,
И несчастный палец мамин
Погружен в чернила,
И не встретился священник
По дороге в школу,
И достала Валя денег,
Чтоб пришить к подолу,
И она в троллейбус новый
Села на Садовой,
И в вагоне был вожатый
Очень бородатый,
И пред классною доскою
Удалось украдкой
Ей свободною рукою
Взять себя за пятку, —
Но другие ученицы
Сдали все предметы,
А у Вали — единицы…
Вот вам и приметы!
Про одного ученика и шесть единиц (С. Маршак)
Пришел из школы ученик
И запер в ящик свой дневник.
— Где твой дневник? — спросила мать.
Пришлось дневник ей показать.
Не удержалась мать от вздоха,
Увидев надпись: «Очень плохо».
Узнав, что сын такой лентяй,
Отец воскликнул: — Шалопай!
Чем заслужил ты единицу?
— Я получил ее за птицу.
В естествознании я слаб:
Назвал я птицей баобаб.
— За это, — мать сказала строго, —
И единицы слишком много!
— У нас отметки меньше нет! —
Промолвил мальчик ей в ответ.
— За что вторая единица? —
Спросила старшая сестрица.
— Вторую, если не совру,
Я получил за кенгуру.
Я написал в своей тетрадке,
Что кенгуру растут на грядке.
Отец воскликнул: — Крокодил,
За что ты третью получил?!
— Я думал, что гипотенуза —
Река Советского Союза.
— Ну, а четвертая за что? —
Ответил юноша: — За то,
Что мы с Егоровым Пахомом
Назвали зебру насекомым.
— А пятая? — спросила мать,
Раскрыв измятую тетрадь.
— Задачу задали у нас.
Ее решал я целый час,
И вышло у меня в ответе:
Два землекопа и две трети.
— Ну, а шестая, наконец? —
Спросил рассерженный отец.
— Учитель задал мне вопрос:
Где расположен Канин Нос?
А я не знал, который Канин,
И указал на свой и Ванин…
— Ты очень скверный ученик, —
Вздохнув, сказала мать. —
Возьми ужасный свой дневник
И отправляйся спать!
—
Ленивый сын поплелся прочь,
Улегся на покой.
И захрапел. И в ту же ночь
Увидел сон такой.
Жужжали зебры на кустах
В июльскую жару.
Цвели, качаясь на хвостах,
Живые кенгуру.
В сыром тропическом лесу
Ловил ужей и жаб
На длинном Ванином Носу
Крылатый баобаб.
А где-то меж звериных троп,
Среди густой травы,
Лежал несчастный землекоп
Без ног, без головы.
На это зрелище смотреть
Никто не мог без слез…
— Кто от него отрезал треть? —
Послышался вопрос.
— От нас разбойник не уйдет.
Найдем его следы! —
Угрюмо хрюкнул бегемот
И вылез из воды.
— Я в порошок его сотру! —
Воскликнул кенгуру.
— Он не уйдет из наших лап! —
Добавил баобаб.
—
Вскочил с постели ученик
В шестом часу утра.
Пред ним лежал его дневник
На стуле, как вчера…
Равнобедренный треугольник (В. Шебзухов)
— К доске пусть Гиви подойдёт
И всё ненужное сотрёт.
Докажет всем он (худо-бедно ли),
Что треугольник — равнобедренный!
— Что равнобедренный не зря
Тот треугольник, знаю я!
И смело доказать берусь:
Я МАМОЮ СВОЕЙ КЛЯНУСЬ!
Разговор с первым классом (С. Маршак)
Первый класс!
Первый класс!
Сколько грамотных
У вас?
Тридцать три!
Тридцать три!
Все раскрыли
Буквари!
— Кто из вас,
Кто из вас
Нынче в школе
Первый раз?
— Наши все
Ученики
В первом классе
Новички!
— Кто из вас,
Кто из вас
Опоздал сегодня
В класс?
— Тридцать три
Ученика
В класс явились
До звонка!
— Кто из вас,
Кто из вас
Не пришел
Сегодня в класс?
— Иванов!
Иванов!
Он сегодня
Нездоров!
— Первый класс,
Первый класс!
Есть ли
Лодыри у вас?
— Есть один,
Есть один!
Это — Вася
Чекалдин.
Про него,
Про него —
Про лентяя
Одного —
Вы услышите
Рассказ, —
Только
В следующий раз!
Самый-самый (Е. Осминкина)
Всех сильней Андрей Лузгин,
А в отличниках — Ефим.
Главный спринтер — наш Илья.
Самый скромный — это я!
Только вызовут к доске,
Рот мой сразу на замке.
Серёжа учит уроки (А. Барто)
Сережа взял свою тетрадь —
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но тут как раз пришел монтер.
Сережа начал разговор
О пробках, о проводке.
Через минуту знал монтер,
Как нужно прыгать с лодки,
И что Серёже десять лет,
И что в душе он летчик.
Но вот уже зажегся свет
И заработал счетчик.
Сережа взял свою тетрадь —
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но вдруг увидел он в окно,
Что двор сухой и чистый,
Что дождик кончился давно
И вышли футболисты.
Он отложил свою тетрадь.
Озера могут подождать.
Он был, конечно, вратарем,
Пришел домой не скоро,
Часам примерно к четырем
Он вспомнил про озера.
Он взял опять свою тетрадь —
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но тут Алеша, младший брат,
Сломал Сережин самокат.
Пришлось чинить два колеса
На этом самокате.
Он с ним возился полчаса
И покатался кстати.
Но вот Сережина тетрадь
В десятый раз открыта.
— Как много стали задавать! —
Вдруг он сказал сердито.—
Сижу над книжкой до сих пор
И все не выучил озёр.
Словечки-калечки (Ю. Тувим)
Грустный, сонный, невесёлый
Ежи наш пришел из школы,
Сел к столу, разок зевнул
И над книжками заснул.
Тут явились три словечка:
«Апельсин», «Сосна», «Колечко».
Подошли они все трое
И сказали: «Что такое?
Что ты, Ежи, сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!»
«Я, — воскликнул «Апельсин», —
Никакой не «Опельсын»!» —
«Я, — расплакалось «Колечко», —
Никакая не «Калечка»!»
«Я, — разгневалась «Сосна», —
Я до слез возмущена!
Можно только лишь со сна
Написать, что я «Сасна»!»
«Мы, слова, оскорблены
Тем, что так искажены!
Ежи! Ежи! Брось лениться!
Так учиться не годится!
Невозможно без внимания
Получить образование!
Будет поздно! Так и знай!
Станет неучем лентяй!
Если ты еще хоть раз
Искалечишь, мальчик, нас —
Мы с тобой поступим круто.
Нашей честью дорожа,
Имя Ежи в полминуты
Переделаем в Ежа!
Будешь ты ежом колючим!
Вот как мы тебя проучим!»
Ежи вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся.
Подавил зевоту,
Взялся за работу.
Спартак (А. Монвиж-Монтвид)
Рассказывал историк
Сегодняшний урок
Про древнего героя
Восстания рабов.
Я даже не поверил
В то, как его зовут:
Ведь имя он имеет
Как мой любимый клуб!
Футбол мне, если честно
(Признаюсь вам одним),
Гораздо интересней,
Чем Греция и Рим.
Не слушал я рассказа,
Но и не стал скучать,
А просто вспомнил сразу
Позавчерашний матч.
Историк — про сраженья,
Я — вспоминал голы.
В футболе пораженья,
Как в битве, тяжелы.
Вдруг подошёл учитель
И у меня спросил:
«Так кто же победитель?
Кто Спартака разбил?»
Ответ я точно знаю,
Кто выиграл «Спартака».
Я сразу отвечаю:
«Конечно, ЦСКА»!
Ответил я, как надо,
Все — тут же хохотать!
Обидно за команду
Мне двойку получать!
Танюшкина мечта (Г. Голова)
Рано утром в сентябре
Всем ребятам в школу.
И Танюшка на заре
Топает по полу.
Нет девчонке и шести,
В школу собралась идти.
— Я уже читать умею,
И считать до десяти.
В сумку складывает книжки,
Школа рядом, у двора.
Пусть глядят ей вслед мальчишки
И другая детвора.
В школе прозвенел звонок.
Все помчались на урок.
Возле школы тишина,
Только Танечка одна.
Повздыхала, потопталась
Возле школы, на крыльце.
Полоса от слез осталась
На Танюшкином лице.
Вдруг увидел старшеклассник,
Как девчушка лет шести
Слезы льет совсем напрасно,
Видно, хочется войти.
Сел на корточки парнишка:
— В школу хочется пойти?
— Я уже чита-а-а-ать умею,
И считать до десяти-и-и!
Подмигнул ей старшеклассник:
– Хватит попусту реветь.
Ну, пойдем со мной на праздник!
Хочешь школу посмотреть?
В школе – шум, банты, букеты.
Как же школа хороша!
Все торжественно одеты,
Таня смотрит, не дыша.
Старшеклассницы-девчонки
Окружили паренька:
– Ой, Олег! Да ты с сестренкой?
Первый класс наверняка?
Показал ей парень классы,
Кабинет – один, второй…
Зал, кружков различных массу,
Таня шепчет: – Мне домой!
Мне уже пора идти
Счет учить до двадцати!
Рассмеялся парень звонко:
— Ну, пора — значит пора!
Раз уж ты теперь «сестренка»,
Провожу уж до двора.
В доме, где живёт Танюшка,
Шум, волненье, много слёз.
Ищет мама, все подружки,
Ищет даже верный пёс,
Но не видно, не найти
След девчушки лет шести.
Расспросили всех у дома.
Вдруг со школьного двора
Звонкий крик подружки Томы:
— Здесь Танюшка, здесь! Ура!
Мама дочку обнимает,
Скачет пёс вокруг от счастья,
А Танюшка вся сияет,
Прижимая сумку к платью.
— Мама, плакать тут нельзя!
Видишь, я уже какая!
В школе – все мои друзья.
Я теперь совсем большая.
Перемена, перемена!
Школьный двор — как будто сцена:
Кто-то скачет, кто стоит,
Кто-то пляшет, кто молчит…
Только голос вдруг знакомый
Тане на весь двор кричит
— Через годик, в сентябре
Рано утром, на заре
Приходи сюда с цветами,
С белоснежными бантами.
В новой форме, с ранцем новым
Будешь вся сиять в обнове.
Мы с тобой дадим звонок
В колокольчик, на урок!
Ты учти, я буду ждать!
И не вздумай опоздать!
Тихо падает листочек (В. Тунников)
Тихо падает листочек
На тетрадку между строчек.
Школьных дней пришла пора.
В классах снова детвора.
Лета жаркого денёчки
Наполняют быстро строчки
Сочинения о лете –
Днях, запомнившихся детям.
Угостил (А. Мецгер)
Пришел как-то в гости
Сергей к другу Саше.
Дружка угостил
Саша гречневой кашей.
— Уроки мне сделай, —
Вдруг Саша сказал. —
Не даром же кашей
Тебя угощал.
Умный Коля (Л. Огурцова)
Коля в школу опоздал.
— Что случилось?
— Я проспал.
Снилось мне, что я отличник,
Лучше всех урок я знал!
— Лучше всех? Вот это да!
Выходи к доске тогда,
Расскажи скорее нам:
Где живёт гиппопотам?
Из чего растут плоды?
Кто не может без воды?
Коля грустно отвечал:
— Я во сне всё это знал,
А проснулся — и забыл.
Эх, каким я умным был!
Урок в саду (А. Барто)
Учитель наш давал урок,
К доске не вызывал.
Нас на уроке ветерок
Тихонько обдувал.
Весна, весна, пришла весна!
Мы учимся в саду,
Как надо сеять семена,
Как делать борозду.
Расти, наш сад, и хорошей
И распускайся в срок!
Без книжек, без карандашей
Отлично шел урок.
Урок родного языка (С. Маршак)
В классе уютном, просторном
Утром стоит тишина.
Заняты школьники делом —
Пишут по белому черным,
Пишут по черному белым,
Перьями пишут и мелом:
«Нам не нужна
Война!»
Стройка идет в Ленинграде,
Строится наша Москва.
А на доске и в тетради
Школьники строят слова.
Четкая в утреннем свете,
Каждая буква видна.
Пишут советские дети:
«Мир всем народам на свете.
Нам не нужна
Война!»
Мир всем народам на свете.
Всем есть простор на планете, —
Свет и богат и велик.
Наши советские дети
Так изучают язык.
Чернила (А. Барто)
Собраться надо
С силами,
Чтоб писать
Чернилами.
Мой брат со мной согласен
Трудней писать пером!
А он не в первом классе —
Он даже во втором!
Я новенькую ручку
В чернила окуну —
Уже на каждом пальце
По черному пятну.
Рукой поправлю
Волосы —
На лбу остались
Полосы.
Соринка, как нарочно,
Приклеилась к перу.
Какая вышла буква —
Сама не разберу!
Стол у нас
Качается —
Клякса получается!
Мама сразу узнает,
Учу ли я уроки:
Если выучен урок,
Всегда в чернилах щеки.
Чистописание (С. Михалков)
Писать красиво не легко:
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко».
За буквой буква,
к слогу слог.
Ну хоть бы кто-нибудь
помог!
Сначала «да», потом уж «ёт».
Уже написано «даёт»,
Уже написано «даёт»,
Но тут перо бумагу рвёт.
Опять испорчена тетрадь —
Страничку надо вырывать!
Страничка вырвана, и вот:
«Ко-ро-ва мо-ло-ко да-ет».
«Корова молоко дает»,
А нужно все наоборот:
«Дает корова молоко»!
Вздохнем сначала глубоко,
Вздохнем, строку перечеркнем
И дело заново начнем.
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко».
Перо цепляется за «ко»,
И клякса черная, как жук,
С конца пера сползает вдруг.
Одной секунды не прошло,
Как скрылись «ко» и «мо» и «ло»…
Еще одну страничку вон!
А за окном со всех сторон:
И стук мяча, и лай щенка,
И звон какого-то звонка, —
А я сижу, в тетрадь гляжу —
За буквой букву вывожу:
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко»…
Да! Стать ученым не легко!
Чудо на уроке (А. Барто)
Я однажды ненароком
Задремала за уроком.
Мне уютно и приятно,
Я на лодочке плыву,
И одно мне непонятно,
Что во сне, что наяву.
Вдруг неведомо откуда
Раздается вдалеке:
— Шура Волкова,
к доске!
И вот тут случилось чудо:
Я на лодочке плыву
И во сне кувшинки рву,
А урок я без запинки
Отвечаю наяву.
Получила тройку с плюсом,
Но вздремнула я со вкусом.
Школа! (М. Иванычева)
1 класс
Робким шагом и за ручку,
Прогоняя в небе тучку.
Первый раз и в первый класс.
Школьный начался наш час.
2 класс
Оживились, чуть смелея,
Форму, брюки не жалея.
Перемены все — футбол.
— Ой, забил в окно я гол!
3 класс
Что-то в школу неохота.
Ждет учеба и забота,
Замечанья, двойки, тройки.
Мой дневник опять в помойке.
4 класс
До свидания, началка!
Расставаться даже жалко!
Вспомнил с грустью первый класс,
Как шел в школу первый раз.
5 класс
Среднее звено… Начало.
Мы отплыли от причала.
По сравнению с другими
«Мелкие они такие!»
6 класс
Все известно… Кабинеты.
PSP. Айфон. Инеты.
В школу — чтобы прогуляться,
На училках оторваться.
7 класс
Как на каторгу идем.
«Школа — ад! Тюрьма!» — поем.
Год зубрить. Учиться лень.
Буду я ходить, как тень.
8 класс
Длится восемь лет кошмар!
Почему я не комар?
Выпил кровь биологички.
Инглиш яз. Математички.
9 класс
Ждут экзамены. ГИА.
Буду осликом ИА.
Написать ведь шпоры — труд!
Будет плохо — засекут!
10 класс
Вот десятый — раслабуха!
Жаль покинул нас Андрюха!
Полугодие — оценки.
Все спишу у Машки, Ленки!
11 класс
Окончание учебы…
Нужно сдать отлично.чтобы,
Поступить в престижный вуз,
А не продавать арбуз.
Школа (С. Михалков)
То было много лет назад.
Я тоже в первый раз
С толпою сверстников-ребят
Явился в школьный класс.
Мне тоже задали урок
И вызвали к доске,
И я решал его как мог,
Держа мелок в руке.
Умчались школьные года,
И не догонишь их.
Но я встречаю иногда
Товарищей своих.
Один — моряк, другой — танкист,
А третий — инженер,
Четвертый — цирковой артист,
А пятый — землемер,
Шестой — полярный капитан,
Седьмой — искусствовед,
Восьмой — наш диктор, Левитан,
Девятый — я, поэт.
И мы, встречаясь, всякий раз
О школе говорим…
— Ты помнишь, как учили нас
И как не знал я, где Кавказ,
А ты не знал, где Крым?
Как я старался подсказать,
Чтоб выручить дружка,
Что пятью восемь — сорок пять
И что Эльбрус — река?
Мы стали взрослыми теперь,
Нам детства не вернуть.
Нам школа в жизнь открыла дверь
И указала путь.
Но, провожая в школьный класс
Теперь своих детей,
Мы вспоминаем каждый раз
О юности своей,
О нашей школе над рекой,
О классе в два окна.
На свете не было такой
Хорошей, как она!
Школа моется (Ю. Яковлев)
В банный день субботний
Будьте чистоплотней!
Моются в субботу
Пекари и лётчики.
Моются художники
И водопроводчики.
И сказала школа:
«Я желаю мыться.
Школе быть грязнулей,
Право, не годится».
День у школы странный,
День у школы банный.
Под дождём, под душем
Крыша вся промокла.
Моет школа стены,
Моет в окнах стёкла.
Низкие порожки
Трёт, как будто ножки.
Хлещет мокрый веник
Рёбрышки ступенек.
«Не нужны чернильницы,
А нужны мне мыльницы.
Все следы чернильные
Смоют реки мыльные!»
На площадках пена,
И на окнах пена.
В коридорах пена
Людям по колено.
Моются все классы
С самого начала.
Спины коридорам
Крепко трёт мочало.
Утомились краны
От работы банной:
Школа умывается,
Школа поливается —
Очень ей приятно
Оттереть все пятна.
Нынче школа в бане
Смыла грязь и пыль.
Говорите:
— Сказки!
Отвечают:
— Быль!
Сотни рук горячих,
Сотни рук ребячьих
Появились вдруг.
Рук, знакомых с мелом.
Рук, знакомых с делом,
Пионерских рук.
Мыли,
Мыли,
Мыли.
Смыли горы пыли.
Тёрли,
Тёрли,
Тёрли.
Стёкла перетёрли.
Мелом, словно мылом,
Чисто их отмыли,
Может, синим небом
Окна застеклили!
Сладко дышит школа.
Окна — нараспашку,
Надевает школа
Чистую рубашку.
Стены и ступеньки
Дышат каждой порой,
Розовыми стали
В школе коридоры.
Чисто всё снаружи,
И внутри не хуже.
Потому, ребята,
Славить мне не лень
Школьную субботу,
Школьный банный день!
Стихи про 1 сентября. Сортировка:
Школа на колёсах (С. Маршак)
Посвящается вагону-школе
путевой машинной станции № 61
В этой школе учатся дети железно-
дорожных рабочих, ремонтирующих пути.
Школа ездит вместе с ребятами
За перегоном — перегон,
Леса, озера, села.
Бежит по рельсам наш вагон —
Кочующая школа.
Здесь нет на полках багажа,
А вместо лавок — парты.
И шелестят, слегка дрожа,
Развешанные карты.
Стоит иль мчится паровоз, —
У нас идет ученье.
И славно вторит гром колес
Нам на уроках пенья.
Отцы и матери у нас —
Ремонтная бригада.
И в тех местах стоит наш класс,
Где им работать надо.
То мы в сибирскую тайгу
С крутых ступенек сходим,
То на кавказском берегу
Костер в пути разводим.
Школьное (А. Бывшев)
Коля «кол» принёс из школы —
Вновь по «русскому» прокол.
Дома шум: «Всё,»Кока-Колы»
Не получишь и в футбол.
Не сыграешь ты,покуда
Не исправишь всё на «пять».
Тот подумал: «Дело худо.
Марадоной мне не стать.»
Повздыхал и сел за книжки.
Пушкин, Лермонтов, Толстой —
Так понравилось мальчишке,
Что про мяч забыл он свой.
«Бог с ним, с Марадоной этим. —
Рассудил наш пионер. —
Много есть людей на свете,
С кого любят брать пример.
Кто-то всеми узнаваем,
Но не всем же в славе жить —
И Панковым Николаем
Кто-то тоже должен быть!»
Школьный глобус (Е. Осминкина)
Школьный глобус изучаю.
Где Москва-столица, знаю!
Там — Сибирь, а здесь — Урал,
Вот Тибет, и вот Непал.
И путем воздушным, кратким
Словно я лечу к Камчатке.
Глобус двинулся, застыл:
В море Черном вижу Крым.
В Антарктиде лед, пингвины,
А в Тунисе — жаркий климат.
На планете столько стран,
Где еще я не бывал!
Я стараюсь (Н. Зинцова)
Ручкой я пишу в тетрадке
Аккуратно, без помарки!
Я стараюсь, как могу,
Ведь я в первый класс иду!