Дети растут очень быстро. Казалось, перед Вами только-только был ребенок до года, но Вы не успеете оглянуться, как ваш малыш из карапуза превратится в серьёзного рассудительного человечка, которому самое время идти в школу. Человечка со своим характером, мыслями, фантазиями и желаниями. Мы удивляемся: откуда что взялось? Развитие ребёнка-дошкольника протекает стремительно, практически каждый день появляется что-то новое. Согласно научным исследованиям, на 40% оно зависит от наследственности, а всё остальное – это влияние окружающей среды и результат воспитания.
После перенесенного кризиса 3-х лет, особенности развития дошкольника – настоящий подарок родителям. С подросшим малышом становится гораздо проще договориться, дети становятся более уступчивыми и покладистыми. Они очень трепетно и трогательно любят родителей и дорожат их отношением. Но нельзя злоупотреблять их безграничным доверием. Не стоит бросаться фразами: «я тебя не люблю» или постоянно ставить малышу в пример сверстников. Ребёнок должен быть уверен в том, что он любим членами своей семьи.
У дошкольников активно совершенствуется мышление, про них даже говорят, что они впитывают всё как губка. Увеличивается интерес ребёнка к окружающему миру. Обязанность родителей заключается в том, чтобы постоянно поддерживать этот интерес и развивать его. Развивается логическое и пространственное мышление. Дети после 3-х лет умеют различать предметы между собой и выделять их общие черты или определять отличия. Кстати, подобные задания предлагают и на собеседовании перед школой.
Очень важно способствовать развитию внимания и памяти ребёнка, от которых во многом будет зависеть его учёба в школе. Для этого существует много специальных упражнений.
В этом возрасте усиливаются отличия в мыслительной деятельности мальчиков и девочек. Мальчики более склонны к наблюдениям и экспериментам, а девочек привлекают ролевые игры. У дошкольника постепенно формируются игровые вкусы и пристрастия. Родители не должны мешать их формированию, а, наоборот, должны их всячески поддерживать.
У детей уже хорошо развита речь, и словарный запас продолжает пополняться новыми словами. Они уже не «ломают» язык и не дурачатся. Происходит совершенствование двигательных навыков, которые стимулирует активная физическая активность. Адекватные возрасту физические нагрузки, по мнению учёных, способствуют и развитию интеллекта.
Эмоциональная сфера ребёнка богата различными чувствами, дети умеют обижаться, им знакомо чувство сопереживания и чувство стыда. У ребёнка появляются друзья, общение с которыми помогает эмоциональному развитию дошкольников. Родителям следует поощрять общение детей, так как это весьма полезный опыт, который впоследствии очень пригодится в школе. Важной особенностью детей в этом возрасте является подражание взрослым. Они хотят получить похвалу от старших.
Самостоятельность дошкольника проявляется в его желании всё делать самому, без помощи взрослых. Малыш уже овладел навыками гигиены на примере других членов семьи. Для формирования устойчивых гигиенических навыков полезно использовать личный пример взрослых. Дошкольник учится ухаживать не только за собой, но и поддерживать порядок в своих игрушках, а также очень трогательно пытается помогать матери по дому.
Именно в этом возрасте у детей могут появляться различные страхи, которые негативно влияют на их засыпание. Это обусловлено стремительным развитием эмоциональной сферы детей и их повышенной впечатлительностью. Чтобы помочь малышу заснуть, необходимо создать определённый ритуал отхода ко сну, который заключается в гигиенических процедурах, чтении сказок на ночь, а также в стакане тёплого молока, выпиваемого перед сном. Можно применять для этих целей спокойную тихую музыку. Таким образом, в спокойной благоприятной домашней обстановке развитие ребёнка протекает правильно и гармонично.