Чистоговорки – непременный атрибут работы логопеда. Но спектр их применения намного шире. Как правило, детям очень нравится рифмовать несложные слова. В чистоговорках же сначала повторяется один и тот же слог, а завершает ее какая-то рифмованная фраза.
Чистоговорки, как маленькие стихотворения, можно произносить, сочинять и рисовать с детьми. Это отлично развивает речевой аппарат, способствует обогащению словарного запаса, развитию воображения, памяти, внимания.
Первым шагом будет отработка правильного произнесения чистоговорки. Особое внимание, конечно, обращают на повторяющийся звук и на четкость речи. Выучите чистоговорку, а затем произносите ее различными голосами (с разной интонацией, с разной скоростью, громко или тихо, как котик, как мышка, как слоненок).
Произнося чистоговорку можно не договаривать последний слог, а попросить ребенка досказать его. Например, «Ли-ли-ли: в синем море кораб…». Это упражнение очень хорошо для развития фонематического слуха.
Из чистоговорок можно составлять небольшие рассказики. Например:
– Са-са-са – где оса?
– Са-са-са – на цветке оса.
Отработав звуки в чистоговорках, можно перейти к скороговоркам. Их произносить несколько сложнее. Важно начинать с медленного произнесения, постепенно увеличивая темп.
Чистоговорки
- У Сени и Сани сом с усами.
- Сеня в сени сено вез.
- У осы не усы, не усищи, а усики.
- Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.
- Везет Сеня с Саней, Соню на санях.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).
- Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).
- Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).
- Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).
- Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).
- Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).
- Жутко жуку жить на суку.
- Ежу на ужин жук нужен.
- У ужа ужата, у ежа – ежата.
- Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.
- По двору, по подворью в добром здоровье.
- У нас на подворье погода размокропогодилась.
- Свинья тупорыла весь двор перерыла.
- Летят пичужки через три пустые избушки.
Узнайте, что еще должен знать и уметь ребенок в этом возрасте.