Лучшие идеи подарков для Мужчин, Женщин, Девочек и Мальчиков.

Исправляем дефекты речи – лёгкие логопедические упражнения на постановку звука Р

Специалисты в области исправления дефектов речи у детей-дошкольников сходятся во мнении, что одной из самых сложных речевых ошибок, с которыми им приходится сталкиваться в своей практике, является неправильное произношение звука «Р» малышом. Очень малый процент деток справляется с данной проблемой правильно и в положенный срок. Зачастую добиваться правильного произношения приходится на протяжении долгих месяцев занятий с врачом-логопедом. Многим родителям наверняка будет интересно узнать о простых логопедических упражнениях, которые помогут их малышам исправить произношение буковки «р» в домашних условиях, не прибегая к помощи врачей. В данной статье и будет рассказано о таких упражнениях, а также – особенностях их применения на практике.

Правильное и неправильное произношение звука «Р»

Специалисты считают, что ребёнок-дошкольник должен уметь произносить большую часть звуков уже к 4-4.5 годам. Лишь для двух звуков – Р и Л логопеды делают некоторое послабление. Эти буковки ребёнок должен научиться произносить лишь к 5-6 годам. Вместе с тем логопеды не устанавливают каких-то серьёзных и конкретных возрастных ограничений для проведения речевой гимнастики. Её можно одинаково успешно проводить и с малышом трёхлетнего возраста, и с детьми 4, 5 или 6 лет.

В русском языке звук «Р» характеризуется как один из сложнейших в плане произношения. Чтобы воспроизвести его, малышу необходимо обладать хорошими отточенными движениями речевого аппарата, отличными амплитудами движений языка и его вибрациями, а также – другими физиологическими способностями речи. Естественно, заполучить такие способности сразу не получается, и поэтому многие дети на первых порах обучения испытывают серьёзные трудности в формировании правильного произношения данного звука.

В логопедии  известно несколько вариантов коверкания буковки «Р» дошкольниками. Среди них есть и такие:

  • Малыш попросту пропускает сложную букву, она выпадает из произносимого слова. Такой вариант особенно характерен для слов, в которых звук «Р» стоит между двумя гласными буквами (например, малыш произносит «Са_ай» вместо «сарай», «ма_оз» вместо «мороз» или «Га_аж» вместо «гаража»);
  • Некоторые детки вместо буковки «Р» подставляют в слово другие литеры («Л», «Й» или «Ы»). например, ребёнок вместо слова «корова» произносит «койова», вместо «рыбы» говорит «ыба», а слово «рука» произносится дошкольником как «лука»;
  • Третий вариант произношения предполагает, что малыш произносит-таки звук «р» в слове, но при этом или грассирующе (как во французском языке), или вибрирующе (как это заведено в языке английском).

Существует достаточно простенький способ проверки произношения звука «Р» у малыша. Нужно просто попросить ребёнка порычать, произнося букву отдельно, не в составе какого-либо слова. После этого можно попросить малыша повторить за вами слова король, трава, ворон, порядок. Если малыш не может правильно произнести одиночное «Р» в названных словах, то первым делом родители должны позаниматься с ним именно в произношении звука самого по себе. Если ребёнку удаётся великолепно произносить звук «Р» самостоятельно, а в составе слова произношение хромает, то следует проговаривать с ним чаще слоги, в которых есть сложный звук (ра-ро-ру-ри-ре-ар-ир-ор-ер-ур и т.п.).

 

Высвобождаем буковку «Р» из-под узды

Поскольку в нашей статье речь идёт о домашних логопедических тренировках с малышом, направленных на постановку звука «Р», то не лишним будет заметить следующее.  Даже если родители принимают решение самостоятельно научить своё чадо правильно рычать и произносить скороговорки об укушенном раком Греке, то им всё равно нужно получить первичную консультацию у опытного специалиста-логопеда.

Проблема зачастую заключается не только в том, что у малыша слабо развит артикуляционный аппарат, или язык характеризуется малой подвижностью.  Нередко плохое произношение буквы «Р» связано с индивидуальными особенностями строения подъязычной связки, называемой в медицине уздечкой. Естественно, при таком дефекте малыш очень долго не сможет выговаривать сложный звук даже при регулярных логопедических тренировках. Определить наличие дефекта уздечки сможет лишь врач, поэтому  без посещения логопеда всё же не обойтись.

Плохо развитая уздечка создаёт проблему произношения сложного звука «Р» в том плане, что язык ребёнка не достаёт до верхнего нёба, что крайне важно для проговаривания рычащего звука. В большей части случаев решить подобную проблему можно посредством регулярных развивающих занятий и специального массажа. Но иногда бывает и так, что ребёнку требуется оперативное вмешательство, заключающееся в подрезании уздечки для того, чтобы язык мог при произношении буквы «Р» достичь нужной амплитуды. Более точную информацию относительно того, стоит ли подрезать уздечку, или можно ограничиться растягивающими упражнениями, сможет дать врач-логопед. Правда, волноваться вряд ли стоит, поскольку в большинстве случаев специалисты всё же склоняются к менее радикальным мерам, а именно – растягиванию подъязычной уздечки при помощи посредством регулярного выполнения специальных упражнений, в числе которых есть и те, которые позволяют правильно выполнить постановку звука «Р».

 

Основные причины неправильного произношения «Р» малышом

Кроме вышеназванных причин неправильного произношения буквы «Р» в словах ребёнком-дошкольником существует ещё целый ряд факторов, обуславливающих наличие такой проблемы. К ним, в частности, принадлежат:

1.     Нарушения в области фонематического слуха. В таком случае ребёнок способен слышать и воспринимать речевые инструкции от взрослого человека, но при этом не может правильно воспроизвести предложенные слова. В частности, звук Р у него либо пропускается полностью, либо путается с другими литерами (звонкими и глухими, либо твёрдыми и мягкими). Например, малыш вместо слова любовь может произнести лубоф, табуретку назвать дябуреткой и т.д.

2.     Малая подвижность артикуляционного аппарата исправляется очень просто. Ребёнка просто нужно мотивировать на гримасничанье. Попросите его, пусть высунет изо рта язычок, постаравшись скрутить его в трубочку, попытается достать кончиком языка до носа или подвигает челюстями. Выполнять такие задания малышу будет интересно, а при их регулярности артикуляционный аппарат вскоре станет натренированным. Кроме того, подобные упражнения-гримасы способствуют укреплению лицевых мышц.

3.     Плохо поставленное речевое дыхание – ещё одна причина, по которой ребёнок может не выговаривать буковку Р. Вообще речевое дыхание считается одним из важных аспектов нормального образования звуков. Среди самых распространённых причин его нарушения находится хронический насморк, некоторые разновидности имунных заболеваний, болезни сердечно-сосудистой системы, увеличение размеров аденоидов. Совершенствовать речевое дыхание квалифицированные логопеды рекомендуют при помощи специализированных упражнений, особого рода гимнастики, в которой происходит сочетание речи с физическими занятиями. Обычно программу тренировок при нарушениях речевого дыхания составляет логопед. В каждом отдельном случае она различается в зависимости от индивидуальных особенностей организма дошкольника. Отметим, что наукой уже давно доказано, что способность проговаривать правильно сложные звуки (в том числе и Р) зависит  не только от развитости артикуляционного аппарата, но и от генетической предрасположенности ребёнка. Если логопед в ходе обследования вашего дошкольника не выявил никаких серьёзных физиологических причин, по которым может быть нарушена дикция и произношение отдельных звуков, то можно смело брать у этого специалиста комплекс упражнений на развитие речевого аппарата, и заниматься по нему с ребёнком в домашних условиях.

Выбираем логопедические упражнения и занимаемся

Задуматься о том, что ребёнку необходимо развивать речевой аппарат при помощи логопедических упражнений, родители должны в тот момент, когда их чаду уже исполнилось пять лет, но малыш при этом не научился чётко проговаривать рычащий звук Р. При этом рыб он по прежнем величает лыбами, коров – коёвами и т.п.

Уже на первой консультации у логопеда родители смогут узнать много нового о развитии речевого аппарата. Специалист поможет им определить, какие именно нарушения речи присутствуют у их ребёнка, а также предоставит комплекс эффективных упражнений на развитие артикуляционного аппарата. Но особая гимнастика – это не единственный способ выполнить постановку звука Р у дошкольника. Существует также несколько общих упражнений, позволяющих выполнить данную процедуру максимально эффективно. Этот набор следует ежедневно выполнять со своим крохой, и уже спустя некоторое время вы увидите, насколько чище и красивее стала речь у малыша. Родителям следует приготовиться к тому, что придётся выделять для занятий как минимум полчаса в день, а полностью освоить  произношение рычащего звука дошкольник сможет где-то за год-полтора.

Чаще всего процедура постановки коварного звука Р подразделяется на три этапа.

  1. Родители должны научить своё чадо правильно произносить звук Р в отдельности, а не в составе какого-то из слов.
  2. На следующем этапе с маленьким непоседой осваивают правильное произношение звука Р в составе слогов и небольших слов.
  3. Наконец, на третьем этапе осуществляется оттачивание произношения рычащей буквы в составе целых предложений и скороговорок.

В быту часто родители не понимают, насколько важен поэтапный процесс постановки сложных звуков. Они желают, чтобы их малыш сразу научился говорить скороговорки! Но ведь на самом деле такого не бывает. Всякое обучение даёт свои плоды, но постепенно. И поэтому тактика взятия кр-р-репости нахр-р-рапом зачастую проигрывает. Малыш понимает, что у него ничего не получается, родители нервничают, а эффекта от занятий как не было, так и нет.

 

Залог успешности занятий – это терпение и труд

Если родители действительно хотят помочь своему ребёнку освоить произношение сложного звука Р, то им стоит всего лишь  набраться терпения. Ничто не приходит сразу, путь к постановке Р будет нелёгким, но при правильном подходе и поэтапном переходе от простого к сложному у малыша обязательно всё получится. Взрослым нужно понимать, что задачи, стоящие перед логопедом, зачастую сильно отличаются от тех, которые, например, ставит тренер по плаванию перед своими подопечными. Если человека хотят научить плавать быстро, его просто бросают в воду. Ведя борьбу за живучесть, он кое-как, при помощи рук и ног, выплывает к берегу. В Логопедии всё совсем по другому. Здесь очень важными аспектами являются размеренность, тактичность, терпение, постепенность и выдержка. Научиться в одночасье произносить звуки правильно не получиться ни у одного, даже самого смышлёного ребёнка. В данной работе главную роль играет всё-таки не сама техника произношения, а постепенное развитие и совершенствование артикуляционного аппарата.

Итак, родителям тех деток, которые плохо произносят звук Р, следует помнить, что любой вид занятий, в том числе и логопедическими упражнениями, должен приносить дошкольнику удовлетворение и радость. Только при таком раскладе он будет стремиться к дальнейшему совершенствованию собственной речи и более эффективному выполнению артикуляционных упражнений. Если родителям удастся добиться того, чтобы их чадо с энтузиазмом выполняло речевую гимнастику, можно считать, что половина дела уже сделана.

Очень хорошо, если сами родители подойдут к вопросу логопедических занятий с ответственностью, придумают для ребёнка интересные задания на правильное произношение буковки Р, смогут заинтересовать дошкольника, превратят занятия в увлекательную игру. Не стоит при выполнении заданий передразнивать ребёнка, поскольку это может негативно отразиться на его самооценке. Помните, что только терпение и регулярность выполнения заданий помогут малышу быстрее подружиться со сложно произносимыми звуками русской речи.

 

Задания на постановку звука «Р»

Главным требованием упражнений, направленных на постановку буквы Р у дошкольника, является регулярность их выполнения. При этом каждое новое занятие начинается с разминочных упражнений, призванных разогреть артикуляционный аппарат и настроить его на продуктивную работу. Предлагаем родителям познакомиться с самыми эффективными упражнениями, используемыми для разогрева аппарата речи.

  • «Маятник». Предложите своему малышу улыбнуться, а потом открыть рот. После этого ребёнок должен выдвинуть язык далеко вперёд, и покачать им из стороны в сторону, передвигаясь от левого уголка рта к правому и обратно. Повторить упражнение следует 10-20 раз.
  • «Малярная кисть». Как и в первом случае, ребёнок должен улыбнуться и приоткрыть ротик. Затем попытаться провести язычком по верхнему нёбу, вдоль всей линии верхних зубов и продвигаясь максимально вглубь, в сторону горлышка. Сделать это, конечно, будет трудно, но необходимо. Повторить упражнение следует 10-12 раз.
  • «Комарик». Это упражнение очень нравится многим деткам. Главной его задачей является высовывание язычка за передние зубки, а потом попытаться в таком положении произнести звук з-з-з-з (как это делает комарик). Потом язычок сдвигается обратно, упирается кончиком в верхнее нёбо, прямо у основания зубов. И в этом положении также необходимо попытаться произнести звук з-з-з-з.
  • «Гармошка». В этом упражнении, для начала, нужно улыбнуться, а потом открыть рот. Кончик языка ребёнок должен прижать к верхнему нёбу, словно пытаясь произнести смягчённую буковку Н. должно получиться что-то вроде звука «нь». Язык остаётся в том же положении, а рот после этого открывается максимально широко, потом – закрывается, и вновь – открывается. Упражнение следует повторить 15-20 раз.
  • «Чистим зубы». В данном упражнении исходным положением является улыбка и приоткрытый рот. Малыш должен будет кончик языка провести по внутренней стороне передних зубиков, в направлении слева-направо. Выполняется это упражнение 10-15 раз, а потом малышу нужно предложить проверить наличие передних зубиков (на месте ли они), уперевшись кончиком языка в каждый из них по очереди.

Все вышеперечисленные упражнения способствуют развитию артикуляционного аппарата, укреплению лицевых мышц у деток дошкольного возраста и постепенному растягиванию уздечки. Но они не помогают провести тщательную постановочную отработку звука Р.  Для этой цели существует другой перечень упражнений. Среди самых простых из них можно выделить такие:

1.     Открыв рот и прижав кончик языка к нёбу у основания верхних зубов, ребёнок должен постараться произнести протяжный звук д-д-д-д. сделать это нужно максимально быстро, а уже через пару секунд после выполнения задания малышу нужно будет с силой дунуть на язык. То есть, задачей ребёнка является произнесение протяжного звука «Д» на выдохе. На данном этапе наладить произношение проблемного звука «Р» пока что не получиться, но прогресс заключается в том, что малыш запоминает вибрации, возникающие при выполнении такого задания, и постепенно запоминает их. В дальнейшем это облегчает постановку буквы Р.

2.     Родители должны предложить малышу открыть широко рот, и попытаться произнести протяжно слог з-з-за, максимально отодвигая назад язычок. В момент произнесения нужно постараться подсунуть ребёнку под язык специальный логопедический шпатель, и в быстром ритме подвигать им влево и вправо. Если данное упражнение будет выполнено правильно, то в произношении малыша родители услышат отчётливый звук Р.

3.     Ещё одно хорошее упражнение с применением логопедического шпателя заключается в том, чтобы ребёнок как можно шире открыл ротик, и стал произносить звук ж-ж-ж-ж, одновременно сдвигая язык в сторону основания верхних зубиков. Малышу нужно дать две секунды на освоение упражнения, а затем аккуратно, стараясь не делать резких движений, ввести под язычок логопедический шпатель, создавая им колебания из стороны в сторону. Ребёнка нужно попросить изо всех сил дуть на язычок при произношении звука ж-ж-ж-ж. в этот момент он будет чувствовать вибрацию, похожую на рычание.

4.     Аналогичным образом можно попросить дошкольника произнести слог з-з-з-зи, перед этим открыв широко рот. Родитель в этот момент должен совершать манипуляции со шпателем, как и в прошлых упражнениях. Здесь основной акцент делается на постановке более мягкого звука Р, который можно услышать, к примеру, в словах «рис» или «рисунок».

Что касается упомянутого выше логопедического шпателя, то приобрести его несложно. Этот инструмент стоит недорого и реализуется в многих аптечных пунктах.

 

Родители – лучшие учителя!

Сами родители могут стать примером подражания для своего малыша. Ребёнок с трудом произносит звук Р? Старайтесь регулярно демонстрировать ему, насколько чисто и красиво такое произношение получается у вас. Известно ведь, часто маленькие непоседы очень любят всё повторять за взрослыми. И данный случай – не будет исключением. Ребёнок наверняка захочет научиться говорить ненавистное Р так же чётко как мама или папа, и это станет для малыша самой лучшей мотивацией!

При произношении сложных звуков в качестве примера старайтесь наклоняться как можно ближе к ребёнку, чтобы он не только мог услышать правильное произношение, но и увидеть положение ваших губ, языка и мимику лица. Детки лучше всего учатся произносить непонятные звуки под копирку, подражая взрослым. Если родитель наберётся терпения, то его чадо достаточно быстро освоит сложное произношение. Нужно понимать, что в каждом индивидуальном случае на отработку сложного звука Р может уйти от нескольких дней, до нескольких месяцев.

Опытные логопеды советуют родителям, уже увидевшим успешность произношения чадом отдельного звука Р, тут же начинать отработку произношения слогов с этой сложной буквой, а уже потом можно начать и освоение небольших «рычащих» слов. 

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Дочке 4,5 года. Только пару месяцев, как начала правильно говорить букву «Р». До этого как-то по французски говорила. Просто в один прекрасный день пришла из садика и начала говорить правильно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь