Умения и навыки грудного ребёнка


Развитие каждого малыша идёт согласно генетическим законам и качеству ухода и, исходя из этого, не может быть идентичным. Кто-то пошёл в 9 месяцев, а кто-то в год и два месяца – и всё это укладывается в рамки медицинских норм. Поэтому не стоит строго им следовать и переживать, что ребёнок соседки вундеркинд, а Ваш малыш отстаёт в развитии. Но ориентироваться на эти нормы нужно, чтобы не пропустить серьёзную патологию.

В первые две недели жизни плачущий младенец успокаивается, если его берут на руки, а к 3-4 неделям начинает реагировать на яркие слуховые и зрительные ощущения. Он уже может задерживать взгляд на неподвижных предметах и наблюдает за медленно  движущимся предметом. Если с малышом ласково заговорить, то он может улыбнуться. Двухмесячный кроха во время бодрствования проявляет интерес к подвешенным над ним игрушкам и может подолгу улыбаться. Следит в течение более длительного времени за передвижением ярких погремушек. Пытается подолгу удерживать головку в вертикальном положении и в положении лёжа на животе. Делает первые попытки агуканья.

Малыш в возрасте 3-х месяцев поворачивается из положения лёжа на спине на бок и на живот, подолгу лежит на животе, опираясь на предплечья и хорошо удерживая головку, при поддержке под мышки крепко упирается согнутыми в тазобедренных суставах ножками. Для них характерен «синдром оживления» при виде матери и как ответная реакция на ласковый тон голоса. Он выражается в улыбке, движениях ручек и ножек, а также в радостных вскриках. На действие раздражителей, причиняющих ему неудобства, реагирует общим возбуждением, например, беспокоится, если он мокрый или складки на одежде мешают ему. Поворачивает голову в ответ на звуковой раздражитель.

Четырехмесячный грудной ребёнок хорошо держит голову, легко поворачивается со спины на животик и может непродолжительное время сидеть при поддержке. Во время кормления пытается придерживать бутылочку ручками. Активно захватывает висящие над кроваткой игрушки и с удовольствием стучит ими. Следит взглядом за игрушкой в течение продолжительного времени и поворачивает головку к источнику звука. Будучи в хорошем настроении, радостно улыбается и громко гулит, смеётся и размахивает ножками. Узнает мать или другого знакомого человека. С интересом разглядывает и ощупывает игрушки.

В возрасте 5 месяцев малыш различает интонацию, с которой к нему обращаются, и делает попытки садиться при поддержке. Стоит, удерживаемый под мышки. Лежа на животике, он крепко упирается ладонями выпрямленных рук в поверхность кроватки. При поддержке взрослых может устойчиво стоять. Он способен долго удерживать в ручках погремушку. Произносит звуки нараспев. Полугодовалый ребёнок начинает реагировать на свое имя и произносить простые слоги. С лёгкостью поворачивается с живота на спину и делает попытки ползать. Может сидеть самостоятельно 3-5 минут. Кушая из ложки, берёт пищу губами. К 7 месяцам малыш может неплохо ползать и по просьбе взрослого ищет взглядом предмет.

В 8 месяцев он встает, придерживаясь за опору, и пытается переставлять ножки. Делает "ладушки" Восьмимесячный малыш, поддерживаемый взрослыми, пытается ходить. Самостоятельно садится и ложится. Захватывает предметы пальчиками. Долго с интересом изучает игрушки. В 9 месяцев малыш умеет передвигаться с опорой и копирует действия взрослых.
В десяти – одиннадцатимесячном возрасте умеет собирать пирамидку и складывать кубики. Произносит свои первые слова. Ребёнок пытается ходить самостоятельно и выполняет просьбы типа «дай игрушку» и т. п. К году малыш умеет пить из чашки, знает названия знакомых предметов и может ходить без помощи взрослых.       
В год ребёнок самостоятельно пьёт из чашки и имеет словарный запас примерно из 10 слов.